ИР-ОтМК-725-2017
Редакция 2 7
движимое имущество в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса
Российской Федерации.
При анализе данных сделок осуществляется:
- определение необходимости в аренде движимого имущества;
- оценка обоснованности выбора объекта аренды.
При этом особое внимание уделяется классификации объекта
движимого имущества, сдаваемого или получаемого в аренду организацией
для определения рыночной стоимости аренды аналогичных объектов.
В целях мониторинга и профилактики коррупционных рисков в данной
области арендных отношений необходимо проанализировать следующие
наиболее распространённые случаи:
5.1. Коррупционной составляющей при совершении сделок по сдаче
организацией в аренду движимого имущества является установление
арендодателем стоимости аренды ниже рыночной с целью получения
незаконного вознаграждения от арендатора.
Кроме этого, заниженная стоимость аренды с возможностью
заключения договоров субаренды может свидетельствовать о намерениях
должностных лиц, представляющих интересы арендодателя, получить
незаконное вознаграждение при сдаче объекта в субаренду.
Дополнительно необходимо рассмотреть условия арендного договора
на предмет наличия в нем пунктов, снижающих стоимость арендной платы за
счет затрат арендатора на капитальный ремонт, техническое обслуживание,
модернизацию арендуемого объекта движимого имущества. В данном случае
необходимо соразмерить объем затрат на осуществление обозначенных выше
работ и их целесообразность с объемом предоставленных скидок, а также
установить соответствие работ, обозначенных в документах о произведенных
улучшениях, фактическому проведению работ.
Распространенным коррупционным риском является включение
ремонтных и сервисных работ, расходных материалов и прочих расходов по
содержанию и эксплуатации объекта в стоимость арендной платы, что
снижает прозрачность сделки и может привести к превышению стоимости
потребленных арендатором дополнительных услуг над стоимостью арендной
платы.
5.2. Коррупционной составляющей при получении организацией в
аренду движимого имущества, является установление арендодателем
стоимости аренды выше рыночной с целью получения незаконного
вознаграждения арендатором от арендодателя.
На практике встречаются случаи, при которых арендодатель
выплачивает незаконное разовое вознаграждение официальному
представителю арендатора за заключение с ним договора аренды, условия
которого с одной стороны не отличаются от аналогичных предложений
рынка, с другой – объект уступает конкурентным рыночным предложениям
по качеству, техническим характеристикам, степени износа и другим
показателям. В таких случаях необходимо провести оценку обоснованности